Логотип StarLine
Телефон (3822) 90-70-90
Заказать звонок

Заказать бесплатный звонок







*Все поля обязательны для заполнения

Автосигнализации с автозапуском

StarLine E96 BT ECO

StarLine E96 BT

StarLine E96 BT LUX

StarLine E96 BT GSM GPS

STARLINE E93 2CAN+LIN

StarLine Expert L

StarLine Expert

StarLine A93 Dialog

StarLine A93 ECO

StarLine A93 2CAN+LIN

StarLine A93 GSM

StarLine A93 GSM

StarLine A93 GSM 2CAN+LIN ECO SLAVE

StarLine E93 Dialog

StarLine E95 2CAN+LIN

StarLine E95 ВТ 2CAN+LIN

StarLine A95 BT 2CAN+LIN GSM

StarLine E95 ВТ 2CAN+LIN GSM

StarLine A95 BT 2CAN+LIN

StarLine B95 BT 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine D95 BT 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine A96 2CAN+LIN

StarLine A96 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine AS96 BT 2CAN+LIN GSM

StarLine M96 M

StarLine M96 L

StarLine X96 M

StarLine M96 SL

StarLine X96 L

StarLine X96 SL

StarLine X96 Победит

Автосигнализации без автозапуска

StarLine Expert

StarLine E63

StarLine E65 ВТ 2CAN+2LIN

StarLine A66 2CAN+2LIN

StarLine A63 ECO

StarLine A63

StarLine D64

Автосигнализации для грузовиков

StarLine T94

StarLine T94

StarLine T94 GSM/GPS

StarLine T94 GSM/GPS

Мотосигнализации

Starline MOTO V63

StarLine MOTO V67

StarLine Moto V66

GSM/GPS модули

StarLine M32 CAN+LIN T

StarLine M22

StarLine M32T

Поисковые маяки

GPS-маяк StarLine М17 GPS-ГЛОНАСС

GPS-маяк StarLine М15 Эко GPS-ГЛОНАСС

Иммобилайзеры

Иммобилайзер Угона.нет LIGHT

Иммобилайзер Угона.нет PRO

StarLine i96CAN

StarLine i96CAN Lux

StarLine i95 Eco

StarLine i95 Lux

StarLine i95

StarLine i93

Брелоки Starline

Брелок StarLine A93 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine E90/E91 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine E90/E91 с обратной связью

Чехол для брелов автосигнализации StarLine A9, B9, A91, A94, B94

Брелок сигнализации StarLine A9 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine B9 с обратной связью

Брелок StarLine A91 с обратной связью

Брелок StarLine A94 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine B94 с обратной связью

Дополнительное оборудование

StarLine GSM master

2CAN Мастер StarLine

CAN-LIN Мастер StarLine

GPS-антенна StarLine GPS/ГЛОНАСС master

Кодовое реле StarLine R4

Электромеханический замок капота StarLine L12

Электромеханический замок капота StarLine L12

Электромеханический замок капота StarLine L11+

Электромеханический замок капота StarLine L11+

Датчик удара StarLine SS205

Датчик удара StarLine SS205

StarLine BP-02 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-02 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-03 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-03 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine F1 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine F1 модуль для обхода штатного иммобилайзера

Датчик наклона StarLine D10

PS-9 контактный датчик StarLine

Температурный датчик для сигнализаций StarLine

SL-2 двухпроводный электропривод 12В

SL-5 пятипроводный электропривод 12В

SL-2-24 двухпроводный электропривод 24В

Сирена не автономная StarLine S-20.3

StarLine TL-1 замок багажника 12В

StarLine TL-1 замок багажника 12В

StarLine BP-05 модуль для временного отключения штатного иммобилайзера

StarLine BP-05 модуль для временного отключения штатного иммобилайзера

StarLine WSS02 беспроводной герконовый датчик

StarLine WSS02 беспроводной герконовый датчик

Как выбрать установщика автосигнализации ?

Автосигнализации StarLine в Томске
Установка и продажа СтарЛайн
Центр автосигнализаций Томск
Офис продаж StarLine: пр.Фрунзе 240а, оф.16
Установочный центр автосигнализации StarLine: пр.Фрунзе 240 стр. 3
тeл.: (3822) 97-88-00, 941-567 (мастер)

Эволюция обывательского сознания в отношении защиты автомобиля от угона проходит следующие стадии:

  • какую сигнализацию поставить?
  • как защитить машину от угона?
  • как выбрать того, кто защитит машину от угона?

То есть, человек, додумавший мысль до конца, неизбежно придёт к осознанию необходимости профессиональной помощи и комплексно-многоуровневой защиты. Попробуем набросать список критериев, которыми следует руководствоваться при выборе установочной фирмы.

Первое и банальное: статус фирмы, её положение на рынке, наличие истории, качество сайта, соотношение плохих и хороших отзывов в интернете, наличие более чем одного установочного пункта, более-менее чистый офис, кассовый аппарат, возможность расплатиться пластиковой карточкой… Знаете, это всё, конечно, очень правильные критерии, но они не имеют противоугонной специфики, они универсальны. Их легко и безошибочно можно посоветовать как при необходимости покупки лифчика, так и при выборе поставщика десяти вагонов глинозёма. Нас же интересуют именно СПЕЦИФИЧЕСКИЕ критерии.

Специфика начинается с определения степени многопрофильности установщика. Сам установочный бизнес достаточно универсален, один и тот же мастер может вкручивать динамики, ремонтировать «электрику», ставить сигналки… Но, конечно, лучше, если у фирмы есть чёткая противоугонная специализация: охрана автомобиля – и ничего больше. Таких фирм на рынке немного, на всех не хватит. Можно посоветовать оценить смежные деятельности, то, насколько они далеки от car security. Если компания кроме охранных систем занимается установкой музыки и шумоизоляции – то это, в принципе, абсолютно нормально, на одних сигналках бизнес выстроить трудно. А музыка и шумка – вещи очень близкие по духу и по квалификационным требованиям.

Итак: степень многопрофильности.

Идём дальше.

А дальше я бы придрался к используемой терминологии. Согласитесь, есть разница между услугами «поставить сигналку» и «защитить автомобиль».  Во втором случае мы вправе надеяться, что установщика будет хоть сколько-нибудь интересовать результат. Не бывает установщиков, готовых нести материальную ответственность за угнанный автомобиль (тут слишком велико значение поведения владельца в конкретный момент, за которое нельзя нести ответственности по определению), но сам посыл, сама постановка вопроса должны быть именно таковы: мы защищаем автомобиль, выбирая для этого наиболее эффективные средства. Пользователь вообще не особо должен вникать в технологию защиты, в нюансы организации блокировок, скрытого монтажа проводки и блоков и т.д. Скажу больше: даже бренды используемой аппаратуры вторичны, если установщик несёт ответственность за их работоспособность, это может быть кустарная секретка, по степени эффективности превосходящая  какой-нибудь «Клиффорд». Главное – осознание установщиком ответственности за работу. Её сложно сымитировать, неискренность так или иначе бросится заказчику в глаза. Поэтому перед вами как заказчиком стоит задача не столько техническая, сколько психологическая: задать установщику такие вопросы, из ответов на которые станет ясно: он не врёт, он реально заинтересован в результате. Знаете, каков самый явный признак профессионализма? Несуетливость. Готовность спокойно отвечать на любое количество вопросов, разъяснять любые технические детали, не уходя при этом в пространные рассуждения или бравирование обилием малозначимых фактов. Помните тактику горе-изобретателя Виктора Петрика: он на прямой вопрос вываливает немыслимое количество подробностей, не относящихся к делу, но которые должны произвести на собеседника впечатление запредельной компетентности. Не отвечая при этом на сам вопрос. Так же и с установщиками: попытайтесь понять, насколько ваш диалог ведётся ПО СУЩЕСТВУ, не пытаются ли вас традиционно «заболтать». Это не так сложно, неискренность вылезет рано или поздно.

Итак: заинтересованность установщика в результате.

И последнее из общего. Важно то, насколько установщик готов выйти за рамки работы с конкретным заказчиком. Есть несколько площадок, на которых общаются любители и профессионалы и там чётко видно, кто пришёл на сайт для того, чтобы выцепить клиента и сделать ему коммерческое предложение, а кто ПРОСТО РАЗГОВАРИВАЕТ, обсуждает технические нюансы, бескорыстно отвечает на вопросы и делится опытом. Можно возразить: настоящему профи некогда в интернете сидеть, он работает. Отвечаю: настоящий профи – это тот, кто ЖИВЁТ В ТЕМЕ, а не просто работает в ней. Кто всё время думает, следит за новинками, старается составить о них собственное мнение. Кто сам разрабатывает технологии защиты, кто полон идей и замыслов.

Итак: присутствие установщика в социальных сетях в ранге бескорыстного комментатора.

Установщик зарабатывает репутацию не тем, что хорошо защищает автомобили от угона (это невозможно отследить и статистики тут нет никакой), а более прозаическими вещами: способностью не создавать проблемы клиенту после установки. Они могут быть связаны как с используемыми компонентами, так и с качеством самой установки. Но клиенту, строго говоря, по фигу, с чем они связаны, ему важно, чтобы проблемы оперативно и грамотно разрешались. Все понимают: электроника – штука тонкая, даже самые надёжные системы иногда отказывают. Но установщик должен нести ответственность за совокупный результат, а не только за свою часть работы. Клиент не поедет на эвакуаторе разбираться к производителю сигнализации, ему не нужен демонтаж с экспертизой на предмет того, кто виноват. Просто цена вопроса отнюдь не такова, чтобы на месяц остаться без машины и потом ещё получить вердикт о негарантийности случая. Так вот: установщик обязан давать гарантию на всё сразу и самостоятельно потом разбираться с происхождением косяков.

Поэтому стоит скептически относиться к фирмам, которые могут поставить что угодно, хоть самодельную сигнализацию, которую принесёт клиент. Вас, конечно, предупредят, что ответственности за её работоспособность установщики не понесут, но куда вы пойдёте в случае проблем? Репутационно-зависимые фирмы работают с ограниченным количеством брендов, с теми, чьё эксплуатационное поведение они могут предсказать. И с дистрибьюторами у которых есть обратная связь по гарантийной замене и ремонту. Чисто теоретически, установщик может иметь опыт работы со всеми брендами, представленными на рынке, но только теоретически. Практически это малоосуществимо, ведь для набора внутренней статистики по отказам речь должна идти о сотнях установленных однотипных систем. Представляете, какой должен быть оборот в этом случае?

Итак: следует предельно придирчиво расспросить установщика о  его поведении в случае отказа охранной системы. Нужно убедиться, что крайний случай (эвакуатор) вам будет оплачен, а проблемы с потерянным временем компенсированы. Убедиться в этом можно только в момент подписания соответствующих документов, в частности, договора о послепродажном обслуживании. Без такого договора следует бежать от установщика, как от ладана, он априори не несёт ответственность за сделанное.

Итак: количество наименований охранных систем, с которыми работает установщик и степень гарантии, которую он обеспечивает.

Идём дальше.

Установка охранных систем требует знания особенностей конкретных автомобилей. С переходом на мультиплексоры, цифровые шины и обилие сервисной электроники, в эти шины интегрированное, автомобили стали весьма сложными объектами для инсталляций. С одной стороны, производители сигналок тоже откликнулись на это усложнение выпуском специальных версий и CAN-адаптеров, но с другой, требования к квалификации электронщика выросли многократно. Теперь уже нельзя обойти хитрые концевики, подключившись к плафону освещения, уже нельзя запараллелить багажный концевик BMW с другим триггером… Автомобили приобретают всё больше индивидуальных особенностей и знание этих особенностей – прямой показатель опытности установщика, его способности к обучению и систематизации информации.

Самые простые примеры. У Renault Logan крышка капота крепится таким образом, что демонтировать её можно не открывая, болты доступны прямо «с улицы». Соответственно, обычный hood-lock сюда не подходит, их нужно минимум два, причём монтировать их надо по краям и максимально близко к петлям, в натяг. Или вот Ford Focus-2. Там штатно стоит двойная блокировка замков и очень хитрый код радиоуправления, их лучше вообще не трогать и не подключать сигнализацию к замочным приводам. А механический замок капота, напротив, вскрывается не сложнее, чем оконная щеколда, поэтому доверять ему не очень стоит.

Если установщик способен рассказать про индивидуальные особенности модели, значит, он достаточно опытен и интересуется самыми свежими разработками в области автоэлектроники. Благо, сейчас нет недостатка в информации, на форумах интернет-клубов владельцев конкретных автомобилей всплывают порой даже сверхсекретные подробности! Но всё равно, моделей и модификаций автомобилей такое количество, что за всеми не уследишь. Конечно, Ford Focus или Hyundai Solaris проходят через каждого установщика десятками и сотнями, но если речь идёт о какой-нибудь Lancia Dedra? Так вот, если клиенту повезло получить во владение уникальную машину, то лучше всего обращаться не к установщику общего профиля, а к специалисту именно по этой модели. Удивительно, но при настойчивом поиске в Москве можно найти хороших электриков не только по Лянчам, но и по Маркусам, Тальботам и Заставам. Да, они вряд ли будут спецами именно по установке охраны, но смогут рассказать о нюансах. Дело владельца – донести эти нюансы до установщика-профессионала, опосредованно или связав специалистов напрямую. Сложно? Да. Но надёжно и интересно.

Итак: знание нюансов конструкции разных автомобилей и предложение клиенту оптимальных схем установки.

В какой-то момент своей работы установщик начинает понимать, что существующие модели ОС слишком универсальны, что они не столько механизмы защиты, сколько бизнес для их производителей. Любой бизнес обязан быть прибыльным, поэтому наивно ожидать появления на рынке специальных систем, которые будут востребованы единицами или десятками штук. Специальных – это значит ориентированных либо на максимальную интеграцию с конкретной модификацией автомашины, либо на максимальную защиту, без учёта себестоимости таковой.

Знаете, как выходят из положения хорошие установочные фирмы? Они предлагают системы собственной разработки, вся «вкусность» которых в нестандартности, в невозможности их идентификации угонщиком. Чаще всего это, конечно, несложные иммобилайзеры-секретки, но я видел и очень серьёзные изделия, спаянные установщиками собственноручно. Более того, лично знаю человека, разработавшего оригинальную систему кодирования радиокоманд, заказавшего на свои деньги на Тайване партию плат и понемногу, в собственном гараже, устанавливающего всё это на машины редких, но богатых клиентов. Он делает машину неделю, зарабатывает на ней 4-5 тыс. долларов и вполне неплохо себя чувствует.

Есть путь похожий, но всё-таки другой: составить из имеющихся на рынке компонентов авторский комплекс, закрывающий все «дыры» и учитывающий особенности конкретных автомобилей. Это проще и потому более распространено. Но это – тоже творчество, тоже показатель работы мысли и попытка нестандартного подхода. При прочих равных думающий установщик предпочтительнее добросовестного ремесленника.

Итак: наличие у установщика собственных разработок или, по меньшей мере, идей о нестандартном применении стандартных устройств.

Теперь последнее и, пожалуй, самое важное: забота о безопасности и удобстве клиента. Это некий комплекс мероприятий, призванных не только защитить машину от угона, но и сделать это так, чтобы автовладелец ради защиты не поступался комфортом и не подвергался дополнительным рискам. Не технических, о которых шла речь в начале, а скорее социально-поведенческих.

Нужно поинтересоваться, какова схема действий в случае отказа от гарантийного обслуживания «ввиду несанкционированного вмешательства». Серьёзные фирмы эту проблему научились успешно решать, прибегая в некоторых случаях даже к услугам профессиональных юристов, объясняющих официальным дилерам основные положения Закона о защите прав потребителей. Они же могут юридически поддержать клиента в случае назначения экспертизы для установления причины конкретной неисправности. В любом случае установщик не должен бросать клиента и поддерживать хотя бы квалифицированным советом.

Другой аспект: составление монтажных схем, которые вручаются клиенту с объяснениями, как их надо хранить. Такие схемы сильно упрощают последующее обслуживание и устранение проблем, но сами по себе являются фактором риска: их можно скопировать или украсть. Поэтому оптимальной видится такое поведение: хранение монтажных схем на сервере установщика в виде запароленных архивов, пароли к которым придумывают и устанавливают сами клиенты, не имея к архивам последующего доступа. Плохо, если установщик указывает в заказ-наряде тип сигнализации и месторасположение блокировочных цепей или, не дай бог, ещё и пин-код аварийного снятия. А если при этом у клиента интересуются ещё и домашним адресом… Впрочем, можно и не интересоваться, адрес проживания чаще всего совпадает с адресом регистрации ТС, указанном в свидетельстве. Не давайте его копировать, вообще не оставляйте о себе никаких данных, кроме номера мобильного телефона. В идеале и номер телефона должен быть одноразовым, так как по LBS можно отследить местоположение любого человека и, соответственно, место парковки его автомобиля. Все пин-коды после посещения установочного центра нужно поменять, равно как и проверить количество «прописанных» в систему пультов управления. Так вот, настойчивое требование установщиком любой информации о клиенте – плохой знак, он способен перечеркнуть все достоинства.

Итак: забота о безопасности клиента и отсутствии у него дополнительных проблем, нетребовательность к индивидуальной информации.

Понимаю, что нарисованный мной портрет идеальной установочной фирмы вряд ли кто реализует на практике. Но читателю показаны возможные направления мысли, критерии оценки. Если выбранная фирма соответствует хотя бы половине описанных параметров, это уже неплохо, с ней можно иметь дело.

Автосигнализации с автозапуском

StarLine E96 BT ECO

StarLine E96 BT

StarLine E96 BT LUX

StarLine E96 BT GSM GPS

STARLINE E93 2CAN+LIN

StarLine Expert L

StarLine Expert

StarLine A93 Dialog

StarLine A93 ECO

StarLine A93 2CAN+LIN

StarLine A93 GSM

StarLine A93 GSM

StarLine A93 GSM 2CAN+LIN ECO SLAVE

StarLine E93 Dialog

StarLine E95 2CAN+LIN

StarLine E95 ВТ 2CAN+LIN

StarLine A95 BT 2CAN+LIN GSM

StarLine E95 ВТ 2CAN+LIN GSM

StarLine A95 BT 2CAN+LIN

StarLine B95 BT 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine D95 BT 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine A96 2CAN+LIN

StarLine A96 2CAN+LIN GSM GPS

StarLine AS96 BT 2CAN+LIN GSM

StarLine M96 M

StarLine M96 L

StarLine X96 M

StarLine M96 SL

StarLine X96 L

StarLine X96 SL

StarLine X96 Победит

Автосигнализации без автозапуска

StarLine Expert

StarLine E63

StarLine E65 ВТ 2CAN+2LIN

StarLine A66 2CAN+2LIN

StarLine A63 ECO

StarLine A63

StarLine D64

Автосигнализации для грузовиков

StarLine T94

StarLine T94

StarLine T94 GSM/GPS

StarLine T94 GSM/GPS

Мотосигнализации

Starline MOTO V63

StarLine MOTO V67

StarLine Moto V66

GSM/GPS модули

StarLine M32 CAN+LIN T

StarLine M22

StarLine M32T

Поисковые маяки

GPS-маяк StarLine М17 GPS-ГЛОНАСС

GPS-маяк StarLine М15 Эко GPS-ГЛОНАСС

Иммобилайзеры

Иммобилайзер Угона.нет LIGHT

Иммобилайзер Угона.нет PRO

StarLine i96CAN

StarLine i96CAN Lux

StarLine i95 Eco

StarLine i95 Lux

StarLine i95

StarLine i93

Брелоки Starline

Брелок StarLine A93 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine E90/E91 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine E90/E91 с обратной связью

Чехол для брелов автосигнализации StarLine A9, B9, A91, A94, B94

Брелок сигнализации StarLine A9 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine B9 с обратной связью

Брелок StarLine A91 с обратной связью

Брелок StarLine A94 с обратной связью

Брелок сигнализации StarLine B94 с обратной связью

Дополнительное оборудование

StarLine GSM master

2CAN Мастер StarLine

CAN-LIN Мастер StarLine

GPS-антенна StarLine GPS/ГЛОНАСС master

Кодовое реле StarLine R4

Электромеханический замок капота StarLine L12

Электромеханический замок капота StarLine L12

Электромеханический замок капота StarLine L11+

Электромеханический замок капота StarLine L11+

Датчик удара StarLine SS205

Датчик удара StarLine SS205

StarLine BP-02 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-02 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-03 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine BP-03 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine F1 модуль для обхода штатного иммобилайзера

StarLine F1 модуль для обхода штатного иммобилайзера

Датчик наклона StarLine D10

PS-9 контактный датчик StarLine

Температурный датчик для сигнализаций StarLine

SL-2 двухпроводный электропривод 12В

SL-5 пятипроводный электропривод 12В

SL-2-24 двухпроводный электропривод 24В

Сирена не автономная StarLine S-20.3

StarLine TL-1 замок багажника 12В

StarLine TL-1 замок багажника 12В

StarLine BP-05 модуль для временного отключения штатного иммобилайзера

StarLine BP-05 модуль для временного отключения штатного иммобилайзера

StarLine WSS02 беспроводной герконовый датчик

StarLine WSS02 беспроводной герконовый датчик

Как выбрать установщика автосигнализации ?

Автосигнализации StarLine в Томске
Установка и продажа СтарЛайн
Центр автосигнализаций Томск
Офис продаж StarLine: пр.Фрунзе 240а, оф.16
Установочный центр автосигнализации StarLine: пр.Фрунзе 240 стр. 3
тeл.: (3822) 97-88-00, 941-567 (мастер)

Эволюция обывательского сознания в отношении защиты автомобиля от угона проходит следующие стадии:

  • какую сигнализацию поставить?
  • как защитить машину от угона?
  • как выбрать того, кто защитит машину от угона?

То есть, человек, додумавший мысль до конца, неизбежно придёт к осознанию необходимости профессиональной помощи и комплексно-многоуровневой защиты. Попробуем набросать список критериев, которыми следует руководствоваться при выборе установочной фирмы.

Первое и банальное: статус фирмы, её положение на рынке, наличие истории, качество сайта, соотношение плохих и хороших отзывов в интернете, наличие более чем одного установочного пункта, более-менее чистый офис, кассовый аппарат, возможность расплатиться пластиковой карточкой… Знаете, это всё, конечно, очень правильные критерии, но они не имеют противоугонной специфики, они универсальны. Их легко и безошибочно можно посоветовать как при необходимости покупки лифчика, так и при выборе поставщика десяти вагонов глинозёма. Нас же интересуют именно СПЕЦИФИЧЕСКИЕ критерии.

Специфика начинается с определения степени многопрофильности установщика. Сам установочный бизнес достаточно универсален, один и тот же мастер может вкручивать динамики, ремонтировать «электрику», ставить сигналки… Но, конечно, лучше, если у фирмы есть чёткая противоугонная специализация: охрана автомобиля – и ничего больше. Таких фирм на рынке немного, на всех не хватит. Можно посоветовать оценить смежные деятельности, то, насколько они далеки от car security. Если компания кроме охранных систем занимается установкой музыки и шумоизоляции – то это, в принципе, абсолютно нормально, на одних сигналках бизнес выстроить трудно. А музыка и шумка – вещи очень близкие по духу и по квалификационным требованиям.

Итак: степень многопрофильности.

Идём дальше.

А дальше я бы придрался к используемой терминологии. Согласитесь, есть разница между услугами «поставить сигналку» и «защитить автомобиль».  Во втором случае мы вправе надеяться, что установщика будет хоть сколько-нибудь интересовать результат. Не бывает установщиков, готовых нести материальную ответственность за угнанный автомобиль (тут слишком велико значение поведения владельца в конкретный момент, за которое нельзя нести ответственности по определению), но сам посыл, сама постановка вопроса должны быть именно таковы: мы защищаем автомобиль, выбирая для этого наиболее эффективные средства. Пользователь вообще не особо должен вникать в технологию защиты, в нюансы организации блокировок, скрытого монтажа проводки и блоков и т.д. Скажу больше: даже бренды используемой аппаратуры вторичны, если установщик несёт ответственность за их работоспособность, это может быть кустарная секретка, по степени эффективности превосходящая  какой-нибудь «Клиффорд». Главное – осознание установщиком ответственности за работу. Её сложно сымитировать, неискренность так или иначе бросится заказчику в глаза. Поэтому перед вами как заказчиком стоит задача не столько техническая, сколько психологическая: задать установщику такие вопросы, из ответов на которые станет ясно: он не врёт, он реально заинтересован в результате. Знаете, каков самый явный признак профессионализма? Несуетливость. Готовность спокойно отвечать на любое количество вопросов, разъяснять любые технические детали, не уходя при этом в пространные рассуждения или бравирование обилием малозначимых фактов. Помните тактику горе-изобретателя Виктора Петрика: он на прямой вопрос вываливает немыслимое количество подробностей, не относящихся к делу, но которые должны произвести на собеседника впечатление запредельной компетентности. Не отвечая при этом на сам вопрос. Так же и с установщиками: попытайтесь понять, насколько ваш диалог ведётся ПО СУЩЕСТВУ, не пытаются ли вас традиционно «заболтать». Это не так сложно, неискренность вылезет рано или поздно.

Итак: заинтересованность установщика в результате.

И последнее из общего. Важно то, насколько установщик готов выйти за рамки работы с конкретным заказчиком. Есть несколько площадок, на которых общаются любители и профессионалы и там чётко видно, кто пришёл на сайт для того, чтобы выцепить клиента и сделать ему коммерческое предложение, а кто ПРОСТО РАЗГОВАРИВАЕТ, обсуждает технические нюансы, бескорыстно отвечает на вопросы и делится опытом. Можно возразить: настоящему профи некогда в интернете сидеть, он работает. Отвечаю: настоящий профи – это тот, кто ЖИВЁТ В ТЕМЕ, а не просто работает в ней. Кто всё время думает, следит за новинками, старается составить о них собственное мнение. Кто сам разрабатывает технологии защиты, кто полон идей и замыслов.

Итак: присутствие установщика в социальных сетях в ранге бескорыстного комментатора.

Установщик зарабатывает репутацию не тем, что хорошо защищает автомобили от угона (это невозможно отследить и статистики тут нет никакой), а более прозаическими вещами: способностью не создавать проблемы клиенту после установки. Они могут быть связаны как с используемыми компонентами, так и с качеством самой установки. Но клиенту, строго говоря, по фигу, с чем они связаны, ему важно, чтобы проблемы оперативно и грамотно разрешались. Все понимают: электроника – штука тонкая, даже самые надёжные системы иногда отказывают. Но установщик должен нести ответственность за совокупный результат, а не только за свою часть работы. Клиент не поедет на эвакуаторе разбираться к производителю сигнализации, ему не нужен демонтаж с экспертизой на предмет того, кто виноват. Просто цена вопроса отнюдь не такова, чтобы на месяц остаться без машины и потом ещё получить вердикт о негарантийности случая. Так вот: установщик обязан давать гарантию на всё сразу и самостоятельно потом разбираться с происхождением косяков.

Поэтому стоит скептически относиться к фирмам, которые могут поставить что угодно, хоть самодельную сигнализацию, которую принесёт клиент. Вас, конечно, предупредят, что ответственности за её работоспособность установщики не понесут, но куда вы пойдёте в случае проблем? Репутационно-зависимые фирмы работают с ограниченным количеством брендов, с теми, чьё эксплуатационное поведение они могут предсказать. И с дистрибьюторами у которых есть обратная связь по гарантийной замене и ремонту. Чисто теоретически, установщик может иметь опыт работы со всеми брендами, представленными на рынке, но только теоретически. Практически это малоосуществимо, ведь для набора внутренней статистики по отказам речь должна идти о сотнях установленных однотипных систем. Представляете, какой должен быть оборот в этом случае?

Итак: следует предельно придирчиво расспросить установщика о  его поведении в случае отказа охранной системы. Нужно убедиться, что крайний случай (эвакуатор) вам будет оплачен, а проблемы с потерянным временем компенсированы. Убедиться в этом можно только в момент подписания соответствующих документов, в частности, договора о послепродажном обслуживании. Без такого договора следует бежать от установщика, как от ладана, он априори не несёт ответственность за сделанное.

Итак: количество наименований охранных систем, с которыми работает установщик и степень гарантии, которую он обеспечивает.

Идём дальше.

Установка охранных систем требует знания особенностей конкретных автомобилей. С переходом на мультиплексоры, цифровые шины и обилие сервисной электроники, в эти шины интегрированное, автомобили стали весьма сложными объектами для инсталляций. С одной стороны, производители сигналок тоже откликнулись на это усложнение выпуском специальных версий и CAN-адаптеров, но с другой, требования к квалификации электронщика выросли многократно. Теперь уже нельзя обойти хитрые концевики, подключившись к плафону освещения, уже нельзя запараллелить багажный концевик BMW с другим триггером… Автомобили приобретают всё больше индивидуальных особенностей и знание этих особенностей – прямой показатель опытности установщика, его способности к обучению и систематизации информации.

Самые простые примеры. У Renault Logan крышка капота крепится таким образом, что демонтировать её можно не открывая, болты доступны прямо «с улицы». Соответственно, обычный hood-lock сюда не подходит, их нужно минимум два, причём монтировать их надо по краям и максимально близко к петлям, в натяг. Или вот Ford Focus-2. Там штатно стоит двойная блокировка замков и очень хитрый код радиоуправления, их лучше вообще не трогать и не подключать сигнализацию к замочным приводам. А механический замок капота, напротив, вскрывается не сложнее, чем оконная щеколда, поэтому доверять ему не очень стоит.

Если установщик способен рассказать про индивидуальные особенности модели, значит, он достаточно опытен и интересуется самыми свежими разработками в области автоэлектроники. Благо, сейчас нет недостатка в информации, на форумах интернет-клубов владельцев конкретных автомобилей всплывают порой даже сверхсекретные подробности! Но всё равно, моделей и модификаций автомобилей такое количество, что за всеми не уследишь. Конечно, Ford Focus или Hyundai Solaris проходят через каждого установщика десятками и сотнями, но если речь идёт о какой-нибудь Lancia Dedra? Так вот, если клиенту повезло получить во владение уникальную машину, то лучше всего обращаться не к установщику общего профиля, а к специалисту именно по этой модели. Удивительно, но при настойчивом поиске в Москве можно найти хороших электриков не только по Лянчам, но и по Маркусам, Тальботам и Заставам. Да, они вряд ли будут спецами именно по установке охраны, но смогут рассказать о нюансах. Дело владельца – донести эти нюансы до установщика-профессионала, опосредованно или связав специалистов напрямую. Сложно? Да. Но надёжно и интересно.

Итак: знание нюансов конструкции разных автомобилей и предложение клиенту оптимальных схем установки.

В какой-то момент своей работы установщик начинает понимать, что существующие модели ОС слишком универсальны, что они не столько механизмы защиты, сколько бизнес для их производителей. Любой бизнес обязан быть прибыльным, поэтому наивно ожидать появления на рынке специальных систем, которые будут востребованы единицами или десятками штук. Специальных – это значит ориентированных либо на максимальную интеграцию с конкретной модификацией автомашины, либо на максимальную защиту, без учёта себестоимости таковой.

Знаете, как выходят из положения хорошие установочные фирмы? Они предлагают системы собственной разработки, вся «вкусность» которых в нестандартности, в невозможности их идентификации угонщиком. Чаще всего это, конечно, несложные иммобилайзеры-секретки, но я видел и очень серьёзные изделия, спаянные установщиками собственноручно. Более того, лично знаю человека, разработавшего оригинальную систему кодирования радиокоманд, заказавшего на свои деньги на Тайване партию плат и понемногу, в собственном гараже, устанавливающего всё это на машины редких, но богатых клиентов. Он делает машину неделю, зарабатывает на ней 4-5 тыс. долларов и вполне неплохо себя чувствует.

Есть путь похожий, но всё-таки другой: составить из имеющихся на рынке компонентов авторский комплекс, закрывающий все «дыры» и учитывающий особенности конкретных автомобилей. Это проще и потому более распространено. Но это – тоже творчество, тоже показатель работы мысли и попытка нестандартного подхода. При прочих равных думающий установщик предпочтительнее добросовестного ремесленника.

Итак: наличие у установщика собственных разработок или, по меньшей мере, идей о нестандартном применении стандартных устройств.

Теперь последнее и, пожалуй, самое важное: забота о безопасности и удобстве клиента. Это некий комплекс мероприятий, призванных не только защитить машину от угона, но и сделать это так, чтобы автовладелец ради защиты не поступался комфортом и не подвергался дополнительным рискам. Не технических, о которых шла речь в начале, а скорее социально-поведенческих.

Нужно поинтересоваться, какова схема действий в случае отказа от гарантийного обслуживания «ввиду несанкционированного вмешательства». Серьёзные фирмы эту проблему научились успешно решать, прибегая в некоторых случаях даже к услугам профессиональных юристов, объясняющих официальным дилерам основные положения Закона о защите прав потребителей. Они же могут юридически поддержать клиента в случае назначения экспертизы для установления причины конкретной неисправности. В любом случае установщик не должен бросать клиента и поддерживать хотя бы квалифицированным советом.

Другой аспект: составление монтажных схем, которые вручаются клиенту с объяснениями, как их надо хранить. Такие схемы сильно упрощают последующее обслуживание и устранение проблем, но сами по себе являются фактором риска: их можно скопировать или украсть. Поэтому оптимальной видится такое поведение: хранение монтажных схем на сервере установщика в виде запароленных архивов, пароли к которым придумывают и устанавливают сами клиенты, не имея к архивам последующего доступа. Плохо, если установщик указывает в заказ-наряде тип сигнализации и месторасположение блокировочных цепей или, не дай бог, ещё и пин-код аварийного снятия. А если при этом у клиента интересуются ещё и домашним адресом… Впрочем, можно и не интересоваться, адрес проживания чаще всего совпадает с адресом регистрации ТС, указанном в свидетельстве. Не давайте его копировать, вообще не оставляйте о себе никаких данных, кроме номера мобильного телефона. В идеале и номер телефона должен быть одноразовым, так как по LBS можно отследить местоположение любого человека и, соответственно, место парковки его автомобиля. Все пин-коды после посещения установочного центра нужно поменять, равно как и проверить количество «прописанных» в систему пультов управления. Так вот, настойчивое требование установщиком любой информации о клиенте – плохой знак, он способен перечеркнуть все достоинства.

Итак: забота о безопасности клиента и отсутствии у него дополнительных проблем, нетребовательность к индивидуальной информации.

Понимаю, что нарисованный мной портрет идеальной установочной фирмы вряд ли кто реализует на практике. Но читателю показаны возможные направления мысли, критерии оценки. Если выбранная фирма соответствует хотя бы половине описанных параметров, это уже неплохо, с ней можно иметь дело.